<< Назад | |
Уровень развития и лучшие практики поддержки МСП в странах ОЭСР
В соответствии со статистическими данными ОЭСР за 2013 г. доля субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем количестве предприятий составляет порядка 99,7 %, доля малых и средних предприятий в ВВП стран-членов ОЭСР – в среднем от 50% до 60%, занятость – более 60% от общего количества занятых[1].
Таб. 1. Ключевые показатели МСП в странах-члены ОЭСР[2]
№ п/п |
Страна |
Количество МСП |
Доля МСП в общем количестве предприятий |
Доля занятых на МСП |
Доля МСП в ВВП |
|
США[3] |
29 600000 |
99,7 % |
47,8 % |
46,0 % |
Мексика[4] |
5 643 553 |
99,8% |
78,5 % |
52,0 % |
|
|
Япония[5] |
3 809 000 |
99,7% |
70,0 % |
55, 0% |
|
Италия |
3 733 146 |
99,9 % |
79,3 % |
68,0 % |
|
Турция |
3 627313 |
99,2 % |
73,5 % |
53,5 % |
|
Республика Корея[6] |
3 542 350 |
99,9 % |
87,9% |
51,2 % |
Франция |
3 002516 |
99,9 % |
63,0 % |
57,8 % |
|
Испания |
2 458 324 |
99,9 % |
73,0 % |
61,4 % |
|
Германия |
2 232 081 |
99,5 % |
62,8 % |
53,1 % |
|
|
Австралия[7] |
2 171 544 |
96,1% |
68,3% |
57,0 % |
Великобритания |
1 871518 |
99,7 % |
53,6 % |
52,1 % |
|
Польша |
1 539794 |
99,8 % |
68,9 % |
52,3 % |
|
Канада[8] |
1 165 045 |
99,7% |
90,3 % |
39,0 %[9] |
|
Нидерланды |
1 053548 |
99,8 % |
65,2 % |
62,7 % |
|
Чехия |
992616 |
99,8 % |
68,2 % |
54,9 % |
|
Чили[10] |
867863 |
98,5% |
- |
20,0 % |
|
Португалия |
783307 |
99,9 % |
78,1 % |
69,0 % |
|
Греция |
704339 |
99.9 % |
87.3 % |
75.1 % |
|
Швеция |
681776 |
99,9 % |
66,0 % |
61,3 % |
|
Швейцария[11] |
576559 |
99,7% |
75,0 % |
63,0 % |
|
Бельгия |
575938 |
99,8 % |
69,9 % |
62,2 % |
|
Норвегия[12] |
546548 |
99,0 % |
50 % |
71.4% |
|
Венгрия |
519648 |
99,8 % |
69,7 % |
52,5 % |
|
Новая Зеландия[13] |
487602 |
99,0 % |
29 % |
26 % |
|
Словакия |
407791 |
99,9 % |
71,3 % |
57,3 % |
|
Израиль[14] |
391533 |
99,8 % |
68,7 % |
62 2 % |
|
Австрия |
322425 |
99,7 % |
68,2 % |
61,5 % |
|
Финляндия |
229364 |
99,8 % |
64,6 % |
61,5 % |
|
Дания |
217256 |
99,7 % |
65,4 % |
60,9 % |
|
Сингапур (не входит в ОЭСР) |
216900 |
99,0% |
65% |
47% |
|
Ирландия |
163711 |
99,7 % |
71,0 % |
47,3 % |
|
Словения |
131310 |
99,8 % |
72,2 % |
62,6 % |
|
Латвия |
102842 |
99,8 % |
79,0 % |
72,1 % |
|
Эстония |
64370 |
99,7 % |
78,0 % |
75,0 % |
|
Люксембург |
31262 |
99,6 % |
69,0 % |
71,9 % |
|
Исландия |
24200 |
99,8 % |
74,0 % |
68,0 % |
Для дальнейшего анализа наилучших практик в области поддержки МСП из стран с числом субъектов МСП более 1 млн. единиц были выделены следующие страны с наивысшими показателями роли МСП в экономике:
США обладает наибольшим количеством субъектов МСП (29,6 млн)
и развитой системой поддержки, охватывающей основные области, в которых реализует свою деятельность АО «Корпорация «МСП». Наиболее интересными практиками поддержки МСП для дальнейшего изучения представляются финансовые программы поддержки разных групп субъектов МСП, поддержка социального предпринимательства, формирование эффективной региональной сети консультационных центров.
К числу достаточно активных механизмов содействия освоения новых технологий, в том числе и в инновационных МСП можно отнести следующие программы.
Программа «Деловые информационные центры»(Business Information Center, BIC) направлена на поддержку деятельности около
400 информационных центров, которые содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, коммуникационных систем
и программного обеспечения. В этих центрах ведется бесплатное консультирование и обучение начинающих и действующих предпринимателей силами «Корпуса консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives, SCORE) и специалистами
из других партнерских и общественных организаций, сотрудничающих
с агентством АМБ.
Программа «Корпус консультантов из числа бывших
топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) предлагает систему бесплатного консультирования по техническим, организационным и финансовым проблемам начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития их предприятий. При этом консультирование и практическое наставничество может осуществляться непосредственно на предприятиях. В рамках этой программы действует 11500 добровольных консультантов, сотрудничающих со всеми центрами поддержки МСП в различных районах страны. Реализация этой программы обеспечивает передачу опыта высококвалифицированных специалистов молодому поколению предпринимателей, одновременно способствуя быстрейшему освоению новых технологий в различных сферах предпринимательства. Деятельность консультантов SCORE частично финансируется из бюджета агентства АМБ.
Республика Корея обладает самой высокой долей занятых в МСП (87,9%). Основной акцент текущей политики государства в области МСП сконцентрирован на поддержке стартапов. В 2017 году в рамках Правительства Республики Корея было создано отдельное Министерство
по развитию МСП и стартапам, реализующее комплексную политику, охватывающее все сферы поддержки стартапов.
С целью поддержки и развития инновационных способностей малых
и средних предприятий, корейское правительство утвердило специальную программу поддержки малых и средних компаний, а также «стартапов». Перспективным компаниям, способным к инновационному развитию
и обозначенным как "Inno-Biz", дается возможность получить простые меры поддержки, такие как технологическая страховка и льготный налоговый режим. Дополнительно правительство озвучило, что определенный процент (минимум 5%) общего бюджета для научных исследований будет уходить именно на данную программу. С 2003 года на реализацию программы было потрачено 600 млн. долл. США, в 2005 – 920 млн. долл. США, в 2008 -
1,4 млрд. долл. США, в 2009 - 1,5 млрд. долл. США, в 2012 - 1,8 млрд. долл. США. Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие малого инновационного предпринимательства в РК, является образовательная система, обладающая высоким качеством подготовки кадров.
Кроме того, МСС предоставляет возможность бесплатно использовать свое дорогостоящее оборудование, предназначенное для проведения тестов и исследований, что позволяет МСП решать трудности с доступом к такому оборудованию. МСС дополнительно приобрело в Центр инновационной поддержки цифрового дизайна (Digital Design Innovation Support Centers)
и в Центр поддержки испытаний произведенных товаров (Test Product Manufacturing Support Centers) оборудование для проведения научных исследований в целях повышения потенциала производства, совершенствования проектов тестируемых продуктов и поддержки технологических инноваций региональных малых и средних предприятий.
МСС оказывает малым и средним предприятиям помощь в защите технологий и предотвращении их несанкционированного распространения путем предоставления консультаций экспертов в различных областях, таких как безопасность, право и т.д. SMBA для обеспечения безопасного использования технологических данных, их хранения и передачи технологий между предпринимателями управляет системой хранения технологических данных. Кроме того, с целью предотвращения внешних кибератак
и реагирования на посягательства на технологии иными путями создан Центр защиты технологий малого и среднего бизнеса. Администрация среднего
и малого бизнеса также поддерживает поиск решения для технологической
и физической безопасности (безопасность сетевых серверов, системы видеонаблюдения и т.д.), отвечающих требованиям безопасности каждого отдельного предприятия.
Для поддержки инновационного предпринимательства создан Фонд коммерциализации технологий. Основной целью данного фонда является помощь МСП, для реализации разработанных ими технологий и включения этих технологий в бизнес-процессы. По статистике 67% МСП имеют сложности с финансированием и 21% испытывают нехватку сотрудников.
Кандидатами на получение помощи могут быть только субъекты МСП, признанные инновационными и обладающие правом на управление объектами интеллектуальной собственности, а также работающие в стратегических отраслях производства и обладающие высоким потенциалом роста.
Займы предоставляются с учетом снижения базовой ставки на 0,15%. Заем предоставляется из средств фонда на срок до 8 лет, включая трехлетний льготный период, а из средств рабочего фонда – до 5 лет, включая двухлетний льготный период. Лимит займа составляет 2 млрд. вон (1,87 млн. долл. США) в год.
Также в рамках данного фонда предусмотрено патентное кредитование. Кандидатами на получение патента могут быть компании, обратившиеся
за кредитом на коммерциализацию технологий либо те компании, которые хотят использовать запатентованные технологии. Использование патента должно приносить доход и быть рассчитано на срок, не менее чем 5 лет.
Общая сумма финансирования данной программы в 2016 году составляет 15 млрд. вон (13,8 млн. долл. США). Срок кредитования по данной программе не может превышать 5 лет, включая двухлетний льготный период.
В рамках Фонда коммерциализации технологий также выделен Фонд коммерциализации научных разработок. Кандидатами могут быть компании, участвующие в проекте научных исследований Администрации малого
и среднего бизнеса и успешно разработали или ожидается, что они разработают новые технологии. Общая сумма средств фонда в 2016 году составила 50 млрд. вон (47,8 млн. долл. США).
Италия обладает внушительной долей вклада МСП в экономику – 68% при самом большом количестве субъектов МСП среди стран ЕС. Особый интерес вызывают программы поддержки сельскохозяйственной кооперации, стартапов и разработок в инновационной сфере.
Законодательство определяет механизм оказания организационной
и финансовой поддержки МСП в освоении новых технологий. В соответствии с этим законом, предоставление безвозвратных ссуд и льготного кредитования предприятий осуществляется по следующим направлениям:
- приобретение высокотехнологического оборудования
(т.н. «инновационные системы»);
- приобретение новых технологий в виде «ноу-хау», прикладных программ и документации, обеспечивающих повышение производительности труда;
- создание консорциумов с целью оказания содействия
и предоставления услуг входящим в них предприятиям;
- создание инновационных «пилотных» предприятий;
- осуществление НИОКР.
В случае осуществления МСП деятельности по указанным направлениям, законом предусматривается участие государства в покрытии соответствующих расходов предприятия. Процент покрытия затрат МСП
на инновационную деятельность зависит от размеров предприятия,
его местоположения (для южных регионов установлены специальные ставки) и объекта произведенных капиталовложений (НИОКР, приобретение современного оборудования и технологий, освоение новых рынков сбыта). Законом устанавливаются также лимиты выделяемых средств в абсолютном выражении. Например, для малых предприятий в случае осуществления ими инвестиций в приобретение передового оборудования предусмотрено участие государства в размере 37,5% произведенных затрат, но не более 340 тыс. евро, для средних – 30% при том же лимите 340 тыс. евро. В случае затрат
на освоение новых рынков квота покрытия расходов составляет 50% для всех видов предприятий (но не более 40 тыс. евро).
Сингапур – страна, которая не входит в ОЭСР, тем не менее, обладает развитой системой поддержки МСП и реализуемой системно политикой
в области поддержки стартапов. В Сингапуре сформирована комфортная экосистема для стартапа и развития стартапов, предлагающая различные инструменты поддержки компании на каждом этапе ее жизненного цикла (презентация прилагается). Агентство по развитию малого и среднего бизнеса Сингапура SPRING Singapore готово делиться с Корпорацией своим опытом по поддержке стартапов.
В Австралии следует отметить программу Entrepreneurs’ Programme (Программа для предпринимателей) (http://www.business.gov.au/advice-and-support/EIP/Pages/default.aspx), которая является основной инициативой правительства Австралии по повышению конкурентоспособности
и производительности на уровне фирм. Является частью новой промышленной политики австралийского правительства. Программа предлагает поддержку предприятиям посредством 4 элементов:
- Оценка бизнеса[16]. Опытные бизнес-консультанты проводят бесплатный анализ бизнеса, по итогам которого предоставляется информация о сильных и слабых сторонах компании, стратегических проблемах, а также рекомендации по развитию бизнеса;
- Содействие в цепочке поставок[17]. Оказывается безвозмездная помощь со стороны квалифицированного консультанта, который, работая
с поставщиками и клиентами компании, улучшит эффективность ее взаимодействия на рынке;
- Услуги по развитию бизнеса[18]. Высокопотенциальным развивающимся компаниям предоставляются бесплатные консультации специалистов и услуги для ускорения роста;
- Гранты для развития бизнеса[19]. В рамках программы предоставляются гранты, покрывающие до 50% стоимости услуг консультантов, оказывающих помощь в развитии бизнеса (максимальная сумма гранта – 20 тыс. австр. долл.).
В каждом штате Австралии функционируют различные организации, оказывающие услуги по бизнес-наставничеству, обучению, повышению квалификационных навыков сотрудников малого бизнеса. Многие из них субсидируются за счет правительств штатов.
Согласно статистике, за период с 2013 по 2016 г. в Турции отмечается существенный рост в количестве субъектов МСП (с 2,5 млн до 3,6 млн)
и небольшое увеличение доли МСП в ВВП страны (с 52,8% до 53,5%). Данный рост связывают, прежде всего, с тем, что меры поддержки МСП с 2009 г. (закон № 5891) распространяются на все субъекты МСП (ранее только на обрабатывающую промышленность). Поддержка субъектов МСП в основном реализуется за счет финансирования, а именно частичного или полного покрытия расходов компаний на возвратной и безвозвратной основе (расходы на создание предприятий, приобретение оборудования, эксплуатационные расходы, на основной капитал / программа по модернизации производства: аренда площадей, обучение работников, продвижение продукции и др.).
В Турции также отмечается развитость лизинга для субъектов МСП и широкое распространение промышленных кластеров и технопарков, в которых размещаются однопрофильные субъекты МСП, координирующие свою деятельность на рынках сбыта продукции.
Япония обладает сходным с Республикой Корея количеством субъектов МСП и несколько большим вкладом МСП в ВВП (55% по сравнению с 51, 2%).
В Японии большое внимание уделяется поддержке инновационной деятельности малых и средних предприятий. В этой связи представляет интерес практика Японии по проведению на уровне местных органов власти масштабных научно-исследовательских проектов перспективных с точки зрения развития конкретного региона с привлечением специалистов
из государственных и частных университетов с привлечением малых предприятий, а также приоритетного финансирования НИОКР в области создания новой техники и технологий для малого бизнеса и внедрения специальной системы гарантирования частных кредитов для предприятий, намеренных внедрить в производство результаты НИОКР.
7. Чехия
В Чехии наиболее значимые практики поддержки МСП сосредоточены в области поддержки инновационных малых и средних предприятий.
Операционная программа «Предпринимательство и инновации» (OPPI) является ключевым инструментом Министерства промышленности и торговли Чехии для получения финансовых ресурсов из структурных фондов Евросоюза. Основной целью OPPI является рост конкурентоспособности Чешской Республики и ее регионов в промышленной области, поддержка инноваций, быстрое внедрение результатов исследований и разработок в производственный сектор, в частности, посредством стимулирования спроса на результаты научных исследований и разработок, их коммерциализации, также обеспечение роста экономики за счет внедрения новых технологий и инновационных продуктов.
Программа OPPI реализуется по шести приоритетным направлениям, и включает 17 отдельных проектов. В соответствии с выбранной стратегией поддержка направляется в те области, которые являются или потенциально могут стать конкурентоспособными на европейском или мировом уровне. При этом основным критерием отбора является практическое использование новых знаний в области науки и исследований, внедрение инновационных мер и применение качественной рабочей силы.
Приоритетные направления OPPI:
- создание компаний – поддержка направлена на создание условий для появления новых, в первую очередь инновационных компаний, на облегчение доступа к финансовым источникам с целью получения финансовых средств для начинающих предпринимателей и расширения возможностей финансирования их планов и бизнес-проектов;
- развитие компаний – включает в себя два направления поддержки: на реализацию проектов по развитию бизнеса конкурентоспособных малых и средних предприятий, имеющих недостаточный собственный капитал или ограниченные возможности по предоставлению залога для получения внешних источников финансирования через банковские инструменты, и второе направление, ориентированное на улучшение технического оборудования предприятий посредством приобретения современных, в том числе, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитие выбранных стратегических услуг;
- эффективная энергия – целью является стимулирование деловой активности в снижении энергоемкости производства и потребления первичных источников энергии; меры направлены на поддержку деятельности начинающих предпринимателей с более эффективным использованием возобновляемых и вторичных источников энергии;
- инновации, два направления поддержки: содействие техническим и нетехническим инновациям предприятий, в том числе развитие сотрудничества с научно-исследовательскими организациями и поддержка их потенциала в области исследований, в частности, в секторе малого и среднего предпринимательства с целью стимулирования инновационной деятельности и увеличении количества компаний, которые ведут свои собственные исследования и разработки;
- среда для предпринимательства и инноваций, три направления поддержки: подготовка благоприятных условий для создания и развития инновационного предпринимательства – поддержка направлена на создание необходимой инфраструктуры для начинающих предприятий в виде бизнес-инкубаторов, расширения и совершенствования сотрудничества между деловыми кругами и учебными заведениями, структурами в области научных исследований и разработок; это приоритетное направление нацелено на создание качественной инфраструктуры для образования и развития человеческих ресурсов, внимание также уделяется вопросу улучшения бизнес-инфраструктуры, главным образом, за счет создания и развития коммерческой недвижимости;
- услуги по развитию предпринимательства, два направления поддержки - усилия направлены на разработку и использование качественных консультационных и информационных услуг для предпринимателей, поиск новых возможностей для ведения бизнеса и обучения с целью повышения роли позиций чешской промышленности в международной торговле; поддержка предусматривает содействие маркетинговой деятельности малых и средних предприятий на внешних рынках.
Финансирование программы OPPI (одобрена 3 декабря 2007 года) осуществляется из средств Европейского фонда регионального развития и из государственного бюджета Чехии в соотношении 85% к 15%.
По состоянию на 1 января 2016 года принято решение опредоставлении дотаций, заключении кредитного договора или обеспечения финансовых гарантий на общую сумму 3,6 млрд. евро.
С начала реализации на дотационные программы OPPI было выделено более 50 млрд. чешских крон (более 2,1 млрд. евро).
8. Польша
В Польше особое внимание уделяется развитию молодежного предпринимательства.
Основной формой поддержки молодежного предпринимательства являются академические бизнес-инкубаторы, созданные на базе ведущих государственных образовательных учреждений. В системе академических бизнес-инкубаторов в Польше участвует 38 вузов, при их содействии реализовано более 7000 стартап-проектов, свыше 1500 из них продолжают успешно функционировать.
Молодые предприниматели также получают финансовую помощь в рамках государственной программы «Первый бизнес». Субсидии предоставляются лицам в возрасте до 24 лет, официально зарегистрированным в качестве безработных, а также лицам не старше 27 лет, имеющих диплом о высшем образовании и официально зарегистрированным в качестве безработных. Оператором данной программы является государственный Банк национальной экономики (BGK).
Основные выводы:
- формирование общенациональной системы поддержки стартапов;
- развитие нетрадиционных инструментов финансирования проектов МСП.
2.1. В части формирования системы поддержки стартапов может быть интересен опыт Сингапура и Республики Корея. Идея такой системы состоит в последовательной поддержке (сопровождении) предпринимателя от его учебы в университете до выхода компании на зарубежные рынки с формированием инфраструктуры, обеспечивающей решение проблем, стоящих перед стартапом, на каждом этапе его жизненного цикла, включая предоставление финансирование, производственной площадки, консультаций и обучения.
Вчастности, вРеспубликеКореяреализуютсяпрограммы «Start-upLeadingUniversities»and«Start-upAcademiesforYouth»в каждом регионе страны для продвижения технологических стартапов. Министерство по МСП и стартапам проводит оценку продукции и аудит производственной площадки и дальше обеспечивает коммерциализацию технологий.
2.2. В части развития небанковского можно отметить, что ряд стран ОЭСР предпринимают шаги по созданию правового поля для развития таких инструментов.
Так, например, в Новой Зеландии создана специальная лицензия для провайдеров услуг однорангового кредитования, краудфандинга. Получение лицензии от регулятора финансовых рынков позволяет использовать площадки однорангового кредитования для продажи долговых ценных бумаг компанией, что дает дополнительные возможности для получения капитала. Надо отметить, что в странах ОЭСР организаторами площадок однорангового кредитования в основном являются стартап-компании, а не существующие банки.
В декабре 2012 года в Италии был принят закон о краудфандинге,
в 2013 г. были приняты правила и порядок его применения. В соответствии
с законодательством только инновационные стартапы могут привлекать капитал через краудфандинговые платформы. Для проведения кампании
по сбору средств инновационный стартап должен обратиться
к профессиональному инвестору, банковскому фонду, финансовой корпорации или бизнес-инкубатору, который подпишется на минимум 5% капитала. Максимальный объем привлекаемых средств составляет 5 млн евро.
В Австралии для развития рынка однорангового кредитования
и краудфандинга регулятор финансовых рынков сформировал «регуляторную песочницу» - возможность регулятора поставить эксперимент совместно
с участниками рынка по внедрению новых технологий. В рамках такого эксперимента участниками рынка могут нарушаться существующие правила регулирования, однако по условиям эксперимента регулятор не будет применять санкций к таким участникам.
Представляется, что «песочница» повысит доверие между регулятором и участниками рынка, а также интерес участников рынка к новым технологиям, а также позволит сформировать регулирование, отвечающее интересам общества и рынка.
Предлагаемый эксперимент по тестированию технологии должен соответствовать следующим требованиям: технология подпадает под текущее регулирование, является новым решением на рынке, потребитель
от предлагаемой технологии получит пользу, у участников эксперимента есть достаточные технические способности для реализации проекта, доказательство необходимости создания регуляторной песочницы.
Отсутствие преемственности между различными организациями инфраструктуры поддержки МСП, недостаток взаимосвязанности различных финансовых и нефинансовых мер поддержки МСП, реализуемым различными министерствами и в рамках разных государственных программ не способствует повышению их эффективности и создает дополнительные трудности для конкретного субъекта МСП.
ОЭСР в отчете «Создание инклюзивного бизнеса» 2016 г. отмечает,
что обучение предпринимательству в школьные годы формирует благоприятное представления о предпринимательской деятельности. Обучение может достигаться за счет лекций от местных предпринимателей для учеников или за счет выездных лекций на предприятия. В старших классах такие занятия следует дополнять развитием специальных навыков (составление бизнес-плана и возможности для поиска финансирования стартап-проектов). В рамках университетских программ образования также предполагаются курсы развития предпринимательства. Такие курсы могут быть интегрированы в другие специальные предметы или быть отдельным специальным курсом по предпринимательству.
Развитие навыков предпринимательства внедряется путем изменений образовательных программ обучения. В ЕС Комиссия приняла рекомендацию странам-членам по внедрению в программы школьного и университетского образования предпринимательских курсов. Рекомендация Комиссии COM(2006)33 также указывает на необходимость повышения квалификации преподавательского состава, привлечению к процессу преподавания предпринимательского сообщества.
Практика курсов предпринимательства в рамках школьной
и университетской программы образования есть в Швеции, Испании, Германии, Канаде и других странах ОЭСР.
Например, в Германии курсы предпринимательства ведутся
в университетах с 1997 г., такая политика была введена с целью повышения количества молодых предпринимателей страны. ОЭСР отмечает, что следует внедрять обучение предпринимательству в Университетах, ориентируясь
на специализацию и историю заведения, а не вводить общие курсы предпринимательства.
[1]Small, Medium, Strong. Trends in SME Performance and Business Conditions. OECD
http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/industry-and-services/small-medium-strong-trends-in-sme-performance-and-business-conditions_9789264275683-en#page5
[2]СтатистическиеданныеЕвростат (the Structural Business Statistics Database (Eurostat) запериод 2008-2013 гг. - SBA Fact Sheets 2016 http://ec.europa.eu/DocsRoom/documents/22382
[3]Официальный сайт Администрации малого бизнеса США https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/SB-FAQ-2017-WEB.pdf
[4] Financing SMEs and Entrepreneurs 2016 AN OECD SCOREBOARD, стр.332
[5] Справочная информация о развитии малого и среднего предпринимательства Торгпредства России Японии по состоянию на начало 2016 г.
[6]Данные Национального статистического офиса Республики Корея (National Statistical Office) за 2014 г. Официальный сайт Министерства по делам МСП и стартапов Республики Корея http://www.mss.go.kr/site/eng/02/10202000000002016111504.jsp
[7] Справочная информация о развитии малого и среднего предпринимательства Торгпредства России
в Австралии по состоянию на начало 2015 г. / начало 2016 г.
[8] KEY SMALL BUSINESS STATISTICS, June 2016 - Innovation, Science and Economic Development Canada Small Business Branch, Government of Canada https://www.ic.gc.ca/eic/site/061.nsf/eng/h_03018.html
[9] Вклад МСП в ВВП в разрезе по провинциям
[10] Financing SMEs and Entrepreneurs 2016 AN OECD SCOREBOARD, стр.155
[11] Справочная информация о развитии малого и среднего предпринимательства Торгпредства России в Швейцарии по состоянию на начало 2016 г.
[12] Справочная информация о развитии малого и среднего предпринимательства Торгпредства России в Республике Корея по состоянию на начало 2015 г. / SBAFactSheets 2014.
http://ec.europa.eu/DocsRoom/documents/
[13] Small Business Factsheet 2016. Официальныйсайт Ministry of Business, Innovation and Employment (MBIE)
http://www.stats.govt.nz/browse_for_stats/businesses/business_characteristics/BusinessDemographyStatistics_HOTPFeb16.aspx
[14] Financing SMEs and Entrepreneurs 2016 AN OECD SCOREBOARD, стр.282
[15]http://www.business.gov.au/advice-and-support/EIP/Accelerating-Commercialisation/Pages/default.aspx
[16]https://www.business.gov.au/assistance/business-evaluation
[17]https://www.business.gov.au/Assistance/Supply-Chain-Facilitation
[18]https://www.business.gov.au/Assistance/Growth-Services
[19]https://www.business.gov.au/Assistance/Business-Growth-Grants
[20]https://www.business.gov.au/Assistance/Innovation-Connections
[21]https://www.business.gov.au/Assistance/Incubator-Support
[22] http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/industry-and-services/small-medium-strong-trends-in-sme-performance-and-business-conditions_9789264275683-en#page4